Словарь-справочник административного права » Что такое «Виды правовых актов управления (административных актов)»?

Значение слова, определение и толкование термина

Виды правовых актов управления (административных актов)

Vidy pravovykh aktov upravleniya (administrativnykh aktov)

Правовые акты управления классифицируются по ряду оснований. Основной критерий их классификации - юридические свойства актов. В соответствии с ним правовые акты управления подразделяют на нормативные и индивидуальные. В нормативных актах содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления. Нормативные акты, как правило, рассчитаны на длительное применение (исполнение) и не имеют конкретного (персонифицированного) адресата. Нормативные акты управления служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения конкретных административно-правовых отношений, но сами их не создают, не изменяют и не прекращают. С помощью нормативных актов решаются наиболее важные и принципиальные управленческие проблемы, возникающие в процессе деятельности субъектов системы исполнительной власти. Индивидуальные акты в отличие от нормативных имеют ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер, это - распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов системы исполнительной власти. Конкретность содержащихся в индивидуальных актах волеизъявлений (предписаний) обусловливается как тем, что с помощью таких актов решаются индивидуальные административно-правовые вопросы, возникающие в сфере государственного управления, так и тем, что эти акты всегда персонифицированы (их адресатом является определенное лицо или группа лиц). Индивидуальные акты управления являются юридическими фактами, вызывающими возникновение, изменение и прекращение конкретных административно-правовых отношений. Индивидуальные акты наиболее распространены в практике государственно-управленческой деятельности, их издание является одним из важнейших средств оперативного решения текущих вопросов управления. Индивидуальные акты обеспечивают также реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции органов исполнительной власти. Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм, поэтому главным требованием, предъявляемым к изданию индивидуальных актов, является их соответствие нормативным административно-правовым актам. Правовые акты управления классифицируются и по их юридической силе. Исходя из этого критерия, выделяют: подзаконные акты (акты Президента РФ, президентов республик в составе России, Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ), ведомственные акты (акты министерств и других ведомств), локальные акты (акты организаций). Используется также классификация правовых актов управления по их уровню или территории действия. Выделяют федеральные акты, акты субъектов Федерации и местные акты (акты органов местного самоуправления). Административно-правовые акты различаются и по их наименованию. Президент РФ издает указы и распоряжения. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, причем постановления имеют нормативный характер, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Индивидуальные решения руководителей федеральных органов исполнительной власти по текущим и оперативным вопросам оформляются, как правило, в виде приказов и распоряжений, иногда - указаний. Президенты республик в составе России издают указы и распоряжения, а главы администраций (губернаторы) других субъектов Федерации - постановления и распоряжения. Правительства субъектов РФ также издают постановления и распоряжения. Главы муниципальных образований, главы администрации, мэры согласно большинству законов субъектов Российской Федерации и уставам муниципальных образований издают постановления и распоряжения (постановления, как правило, являются нормативными актами и принимаются по наиболее важным местным вопросам, распоряжения - индивидуальные акты правоприменительного характера, издаются в основном по оперативным, внутриорганизационным вопросам деятельности органов местного самоуправления). Руководители предприятий и учреждений издают индивидуальные правовые акты управления в виде приказов, распоряжений, указаний.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также